Корзина
5 отзывов
igor.borovyk
+380994757837
igor.borovyk
04050УкраинаКиеввул. Герцена, 17/25
График работы
#Sud&Delo №7 (2016) Верховный Суд Украины и судебная адвокатура в 2017 году

#Sud&Delo №7 (2016) Верховный Суд Украины и судебная адвокатура в 2017 году

#Sud&Delo №7 (2016) Верховный Суд Украины и судебная адвокатура в 2017 году

24.11.16

#Sud&Delo №7 (2016) Верховный Суд Украины и судебная адвокатура в 2017 году

   Игорь Боровик   адвокат    igor.advocate@gmail.com @IgorBorovyk

 

   Лето 2016 года, безусловно, является летом судебной реформы в Украине. Я бы отметил три события, прошедших этим летом, которые нацелены на изменение судебной иерархии в Украине. Первое по важности – это изменение Конституции Украины касательно правосудия. Отныне Верховный Суд Украины подлежит ликвидации. Наивысшим судом в Украине будет «Верховный Суд».

 

   Второе по важности – новая редакция Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей». По сути это закон номер один в сфере деятельности украинских государственных судов. Серьезным нововведением является ликвидация действующих трёх кассационных судов -  Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, Высшего хозяйственного суда Украины, Высшего административного суда Украины. Также будут созданы суды, ранее которых не было в судебной системы. 

 

   Третье по важности событие – принятие закона о монопольном праве адвокатов представлять и защищать права клиентов (юридических и физических лиц) в Верховном Суде и в судах кассационной инстанции  с 1 января 2017 года. Тут есть оговорка. Дело в том, что новый Верховный Суд должен быть создан в течении 6 месяцев с момента вступления в силу закона о судоустройстве. А это не позже 30 марта 2017 года. Вполне может быть, что 1 января 2017 года нового Верховного Суда еще не будет, его не создадут, а монопольная деятельность адвокатов в старом Верховном Суде Украины не установлена. Поэтому в Верховный Суд Украины до его ликвидации, можно будет обращаться и без адвоката.  Окончательную ясность в этом вопросе появится после изменения процессуального законодательства.

 

Что касается кассационных судов  - Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, Высшего хозяйственного суда Украины, Высшего административного суда Украины, то здесь более-менее все прозрачно. Действуют они до создания нового Верховного Суда. Стало быть, с 1 января 2017 года в кассационный суд только с адвокатом! Конституция Украины, безусловно, закон прямого действия. Однако если не будут внесены изменения в процессуальные кодексы, возникнет проблема процессуального характера. Предположим, что в Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел будет подана кассационная жалоба 01 января 2017 стороной без участия адвоката. В таком случае, судья должен будет принять процессуальное решение или оставить кассационную жалобу без движения, до тех пор, пока не вступит в дело адвокат этого клиента, или отказать в открытии кассационного производства, сославшись на то, что кассационная жалоба подана не адвокатом.

 

   Реформа судебной системы является необходимым условием для консолидации всех усилий в направлении евроинтеграции, включая имплементацию Соглашения об ассоциации и о зоне свободной торговли, упрощения визового режима и осуществления иных мероприятий в партнерстве с Европейским Союзом. В статье 14 Раздела III «Юстиция, свобода и безопасность» Соглашения об ассоциации, закреплено, что сотрудничество будет направлено, в частности, на укрепление судебной власти, повышения ее эффективности, обеспечение ее независимости и беспристрастности и борьбу с коррупцией.Как долго будет действовать старый  Верховный Суд Украины? Можно ответить просто – до создания нового Верховного Суда, а точное предельный срок деятельности Верховного Суда Украины – 30 марта 2017 года.   Простые ответы – это не ответы. А если сложно – в новых законах есть закавыки, не позволяющие вот так просто взять и ликвидировать целый Верховный Суд Украины. Нужно помнить, что Верховный Суд Украины – это орган ВЛАСТИ, судебной власти. В Украине три ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная. Верховный Суд Украины – это пантеон судебной власти. Кто же, вот так просто лишается власти? Сопротивление неизбежно.

 

График проведения конкурса в Верховный Суд (инфографика)

   Источник: сайт Рада з питань судової реформи

 

  Считается,  что Верховная Рада Украины, изменяя Конституцию Украины в июне 2016 года, в действительности не принимала формального решения о ликвидации Верховного Суда Украины. А в силу того, что  Верховный Суд Украины присутствует в Конституции Украины, то есть является конституционным органом, стало быть, и ликвидировать его можно только при помощи принятия закона об изменении Конституции Украины. Для того, чтобы внести изменения в Конституцию Украины необходимо минимум 300 голосов народных депутатов.

   

   Есть и другие условия ликвидации Верховного Суда Украины. Среди них:

·       проведение конкурсного отбора новых 65 судей в новый Верховный Суд. Именно такая минимальная численность  судей является условием начала работы Верховного Суда

·       внесение изменений в процессуальное законодательство, которое регулирует порядок рассмотрения дел в Верховном Суде и вступление этих изменений в законную силу

   

   Главный вопрос состоит не в том, чтобы ликвидировать, а в том, чтобы данная судебная функция, а речь идет о кассационном уровне пересмотра судебных решений по 4 юрисдикциям – уголовной, гражданской, хозяйственной и административной, продолжала действовать, но под другой вывеской, так как действующие  кассационные суды прекратят свою деятельность и кассационные жалоб необходимо будет подавать через адвоката в новый Верховный Суд.

   

   Абсолютно новые суды – Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности  и Высший антикоррупционный суд могут быть созданы в Украине и начнут свою деятельность в 2017-2018 годах. Почему возникла необходимость в этих судах, расскажем Вам в наших новых аналитических материалах.

 

   Зачем проводить такую глобальную судебную реорганизацию? Простой ответ – существующая система пересмотра судебных решений не согласуется с текущим уровнем развития общества. Поэтому в ход вступают такие инструменты власти как упразднение и установление. В экспертном обществе выделяют три цели судебного реформирования в Украине – деполитизация и независимость судебной власти, создание ответственной судебной власти и ее обновление.

   

   Деполитизация и независимость судей будет достигнута путем устранения Верховной Рады Украины от принятия решений об избрании и увольнения судей. Эти полномочия передаются Высшему совету правосудия (укр. Вища рада правосуддя). Ответственность судей – это усиление контроля за судьями, соответственно  вероятность привлечения судьи к ответственности – дисциплинарной, уголовной возрастает. Следует помнить, что судей постоянно мониторит НАБУ. Борьба с коррупцией в судах поручена этому правоохранительному органу. Обновление судебной власти достигается через проведение переаттестаций судей, а также увольнения и конкурсного набора новых судей в новый Верховный Суд.

   

   Анализируя все выше изложенное, думается, что 2017 и 2018 годы, как периоды времени продолжения судебной реформы в Украине, будут интересны во всех отношениях. Главное, к чему нужно стремиться, это не к смене вывесок и названий, а к тому, чтобы судебная власть была органичным элементом украинского Общества и ее деятельность отвечала его фундаментальному запросу – уверенности в лучшем будущем.       

Источник: © Центр оскарження судових рішень™ Игорь Боровик адвокат

Предыдущие статьи